БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

ДОМ, ПОСТРОЕННЫЙ ЛЮБОВЬЮ

ДОМ, ПОСТРОЕННЫЙ ЛЮБОВЬЮ

Сначала молодой режиссер Любовь Ермолаева в 1966 году создала во дворце

культуры нефтяников Театр Поэзии, в который пришли самые разные люди,

любившие театр и желавшие попробовать себя в ипостаси актеров: рабочие,

инженеры, студенты, школьники. Позднее любительский театр и получил высокое

звание народного, стал "Студией", совершив за 25 лет путь от любительского

театрального коллектива до профессионального городского театра. 2021 год – год 30-

летнего юбилея городского драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой.

Об этом рассказывают сами люди театра – его актеры, режиссеры, работники

театральных профессий, – отвечая на «юбилейные» вопросы.

1. В чем, по-вашему, оригинальность и неповторимость Театра, созданного

Любовью Иосифовной Ермолаевой? За счет чего театр сумел преодолеть планку

любительства и стал профессиональным?

2. Назовите самые значимые вехи в истории театра? Спектакли, события...

3. Знаковые для Театра люди. Кто, по вашему мнению, сформировал концепцию

театра «Студия» Любови Ермолаевой, внес весомый вклад в его становление и

развитие?

4. Как вам кажется, сохраняется ли творческий вектор театра, который был

обозначен Любовью Иосифовной?

5. В чем, по-вашему, будущее этого театра?

Марина Есипенко, народная артистка РФ, актриса Государственного

академического театра имени Евгения Вахтангова:

Для меня театр «Студия» – это прежде всего Любовь Иосифовна Ермолаева.

Ученица Любови Иосифовны Надежда Козлова набрала в театральный кружок

дворца пионеров нескольких школьниц, в том числе и меня. Там я дебютировала в роли

Иа-Иа в спектакле «Винни-Пух и все-все-все» и сыграла Питера Пэна в постановке по

сказке Дж.М. Барри. Но потом Надежда Козлова поступила в Казанский театральный

институт и уехала. А мы достались Любови Иосифовне от нее по наследству.

Всё было очень серьезно. Юрий Юрьевич Шушковский два раза в неделю занимался

с нами пластикой. Любовь Иосифовна постепенно вводила нас в свои спектакли. Я

смотрела, как на мэтров, на более опытных Юрия Шарова, Сергея и Наталью Жулей,

Ларису Дубинину, Светлану Жиденову, Сергея Денисенко. За те годы, что я провела в

Театре Поэзии, мне посчастливилось сыграть Ирину в «Утиной охоте», и в знаменитой

«Чайке» по пьесе А.П. Чехова – Нину Заречную (Треплев – Дима Дежин, Тригорин –

Жулей. Кстати, поцелуй с героем Сергея Жулея был моим первым в жизни «взрослым»

поцелуем.)

Любовь Иосифовна была удивительной женщиной и человеком. Любила поэзию и

нам привила вкус к поэзии, искусству, авторской песне. Повлияла на наши умы и души.

Еще она была чарующе женственной и все мужчины, мне кажется, в нее были влюблены.

И она обладала экстрасенсорными способностями. Однажды сказала про меня: «А эта

девочка будет в театре Вахтангова играть Турандот», – и напророчила. Я поступила в этот

прославленный театр и стала третьей, после Мансуровой и Юлии Борисовой, Принцессой

Турандот в восстановленной в 1991 году вахтанговской постановке.

Мы бесконечно хотели общаться друг с другом и с Любовь Иосифовной. Она была

центр притяжения. Такие люди – очень редкое явление. Когда я думаю о ней, мне на

память приходит Петр Наумович Фоменко. Их многое роднит.

В этом и был вектор театра, который создала Любовь Иосифовна. Недаром ее как

режиссера и этот театральный коллектив ценили и любили многие люди театра. В их

числе и Михаил Александрович Ульянов.

Вехой, на моей памяти, стала «Чайка», которая была открытием, побывала на

многих фестивалях и даже заграницей. Л.И. Ермолаева со своими единомышленниками

создавала спектакли-события. Признание ее мастерства – то, что театру присвоили статус

городского, потом дали достойное помещение.

Я уверена, не случайно голос Любови Ермолаевой – светлый, звонкий,

оптимистичный – визитная карточка города, он звучит в знаменитой песне «Омские

улицы». Я желаю этому театру, чтобы в его жизни были талантливые режиссеры,

находились деньги на постановки, чтобы люди в театре могли творить. Театр – будет,

ничем не заменить этот обмен энергиями между актерами и зрителями.

Сергей Денисенко, поэт, журналист, театральный критик, один из первых

актеров Театра Поэзии:

Любительство – от слова «любить». Театр со временем стал профессиональным

потому, что Ермолаева была прежде всего режиссёром наших душ. А мы были её

«надежды маленьким оркестриком под управлением Любви»!.. Один из ее режиссёрско-

педагогических принципов: «Надо достоинства человека возводить в факт искусства».

Когда-то в Омске, благодаря Департаменту культуры, издавались сборники под

названием «Искусствоведческие чтения» (было такое!). И в 1999-м году меня пригласили

в 3-й сборник с темой для статьи: «Периоды истории Омского Театра Поэзии (ныне –

городской драматический театр)». И я тогда выделил эти периоды.

Первый этап. 1966 - 1972. Становление и поиск стиля. Лучшие спектакли – «За

далью даль» по поэме Твардовского, «Бессмертие» (по стихам Багрицкого, Смелякова,

Уткина и др.), «Человек, похожий на самого себя» (пьеса З. Паперного о Михаиле

Светлове), «Ваше Величество Женщина» (по стихам русских поэтов и бардов 20-го века).

Второй этап: 1972 – 1977. Гармония. Слова и Речи, сценической формы и

содержания, режиссёрской индивидуальности и актёрско-человеческой «штучности»

каждого участника коллектива. Осмысление сюжетности как важного компонента

театрального стиля («Соляной бунт» по поэме П. Васильева и «Кровь и пепел» Ю.

Марцинкявичюса). «Соединение» Поэзии и Драмы (володинские «Пять вечеров»).

Третий этап: 1977 – 1989. Перенос поэтического мировосприятия на «прозаическую»

драматургию. Легендарная ермолаевско-чеховская «Чайка», «Чинзано» Петрушевской,

«Прикосновение» Ибрагимбекова, «Команда» Злотникова, «Утиная охота» Вампилова…

Ермолаева терпеливо разъясняла в многочисленных интервью: «Нам порой говорят, что

мы изменили своему курсу: были, мол, Театром Поэзии, а теперь редко ставим

поэтические спектакли. Но что такое поэзия? Это откровение души, тайна, высокое Слово.

А разве Чехов, Шукшин, Островский – это не откровение души, не тайна, не высокое

Слово?» Завершение этапа – спектакль «Майя» по драме Людмилы Разумовской (1987),

играющийся одним актёрским составом в течение десяти лет. А в 1990-м году «Майя»

вошла в репертуарную афишу Фестиваля профессиональных театров «Лучшие спектакли

России». С этого спектакля началась новая страница биографии театра.

И в «Студии», в её поэтических по своей сути спектаклях, среди которых «Таланты

и поклонники» и «Мотылёк», «Оскар и Розовая дама» и «Ретро», «Тектоника чувств» и

«Жульета» – остро пульсирующая ностальгия по Слову. Она словно предчувствовала, что

с понятием «Слово» в России вскоре начнутся уже почти необратимые перемены…

Будущее этого театра? Позволю себе процитировать собственные строчки:

Ну а мы хранимы были мудростью

(осенью, зимой, весной и летом):

дело в том, что Слово – это Музыка;

Слово – Бог, и дело только в этом!

Алена Устинова, актриса театра «Студия» Л.Ермолаевой:

Я занималась у Юрия Юрьевича Шушковского в театре пластики и пантомимы. При

этом я работала в 6-й музыкальной школе преподавателем на полставки, руководила

хором. И вдруг совершился этот поворот в судьбе – ушла с работы преподавательской и

пришла к Любови Иосифовне. Она дала мне роль в своем спектакле «Ненормальная»,

после этой работы я почувствовала себя актрисой.

Любовь Иосифовна была заинтересована в нашем развитии. Отмечу один момент:

все актеры-любители, желавшие получить высшее профессиональное образование, были

ею всячески поддержаны.

Облик театра, кроме его руководителя, формировали Сергей и Наталья Жулеи,

Лариса Дубинина, Сергей Денисенко, Юрий Шаров, Сергей Абрамов – костяк Театра

Поэзии. Важную роль сыграли и режиссеры С. П. Жиденова, Н. Г. Корлякова.

Любовь Иосифовна не произносила высоких слов, но тщательно выбирала те пьесы,

ставила те спектакли, которые подходили под определение: «современно», «насущно».

Последние ее спектакли – «Ретро», «Тектоника чувств», «Жульета» – именно такие.

Любовь Иосифовна и наша труппа, вслед за ней, – наследники К.С. Станиславского.

«Студия» Л. Ермолаевой – это живой, настоящий русский психологический театр.

Лариса Дубинина, актриса театра, режиссер, мастер художественного слова:

У Любови Иосифовны был свой режиссерский стиль: она генератор идей, на

которые наслаивались предложения актеров. Не забыть: я – школьница, мечтающая стать

актрисой, в кругу ее взрослых актеров, спорящих об искусстве, поющих песни Окуджавы,

Галича, Высоцкого. Ее квартира была, по сути, штаб-квартирой, где продолжался

творческий процесс, общение уже за чашкой чая.

Первый рубеж – это 1974 год. Мы ушли на камерную сцену (помещение лектория в

ДК Нефтяников) и поставили «Пять вечеров» с песнями Окуджавы. Оформление

создавало атмосферу послевоенного времени и питерской коммуналки. Художником был

Михаил Бондаренко (и его же работа – «Чайка»). Я играла Катю.

Лаборатории знаменитых режиссеров, фестивали любительских театров, которые

проводились в разных городах Советского Союза – все это было большой школой для нас.

Потрясающие были спектакли, в том числе антивоенные: «Варшавский набат» по Янушу

Корчаку, «Личная жизнь» по К. Симонову. Прекрасные художники: Августа Молодцова и

ее сын Николай, Ольга Веревкина, которая проявила впервые свой талант на «Майе».

Думаю, главное, что демонстрировала всем своим существованием Л.И. Ермолаева –

жизнь нужно опоэтизировать, подняться над бытом, над «свинцовыми мерзостями».

Конечно, вехи для театра – его спектакли. Сначала «Пять вечеров», «Чинзано» по

пьесе Л. Петрушевской, чеховская «Чайка», далее – «Ромео и Джульетта» (работая над

этим спектаклем, мы занимались с одним из ведущих мастеров по сцендвижению В.В.

Мартыновым), «Горе от ума».

1987 год – «Майя» по Л. Разумовской. Московские критики на фестивале были

единодушны, присудив спектаклю звание лауреата. 1989 год мы уже начали как театр

«Студия», а через два года – как городской драматический театр. За помощь в этом

перевоплощении спасибо М.В. Мацкевич, которая тогда работала в отделе культуры

Советского райисполкома.

Среди тех, кто были соратниками Любови Иосифовны, – актриса и режиссер

Светлана Жиденова, режиссер Юрий Шушковский, художник Ольга Веревкина. Важным

человеком был режиссер, театральный педагог Михаил Яковлевич Али Хусейн – наш друг

и добровольный консультант, который открыл «Студию» Л. Ермолаевой для театральной

общественности.

Вектор для этого театра – быть поэтическим в широком смысле слова. Недаром его

первое название – Театр Поэзии. Я очень хочу, чтобы он оставался живым.

Игорь Школин, актер театра «Студия» Л.Ермолаевой:

Театр профессиональный – это производство. А в нашем театре – мы привыкли здесь

находить ответы не только на производственные вопросы, но жизненные, заниматься

саморазвитием. Так заложено Любовью Иосифовной со времен Театра Поэзии. Знаете,

когда я пошел в армию, мне там очень не хватало нашего театрального круга, этой пищи

интеллектуальной, и подруга прислала мне книжку Ричарда Баха "Чайка по имени

Джонатан Ливингстон", которую я читал в учебке в палатке посреди леса…

Театр-дом, театр-семья – это сохранилось здесь до сих пор. В последнее время мы

снова сплотились, и в этом сыграла свою роль Наталья Григорьевна Корлякова.

Исторические вехи театра все знают. Для меня это встречи с новыми режиссерами.

Спектакль «Чемодан» по С.Довлатову, где я играл редактора газеты, «Сеньоры, репетиция

начинается» (роль Дженнаро), «Пегий пес, бегущий краем моря» (роль старика Органа).

Людей, которые на разных этапа помогали театру, немало. Наталья Жулей, актриса

Театра Поэзии. Театровед Светлана Нагнибеда много лет была завлитом театра. Игорь

Малахов и Виталий Романов, осуществившие многие заметные постановки. Очень

заряженные Игорь Двоеглазов и Владимир Михайлов пришли в 90-х. Они заводилы,

идееносцы. Капустники – их стезя.

Любовь Иосифовна растворилась в нас, в театре и о себе не думала. На юбилейном

вечере звучала песня «Сансары»: «Когда меня не станет, я буду петь голосами других

людей и их детей». Это очень точно отражает то, что сделала для театра Л.И. Ермолаева.

Ольга Серман, актриса театра «Студия» Л.Ермолаевой:

Самый большой плюс нашего театра – душевность, человечность. Все режиссеры,

которые с нами работали, отмечают эту домашнюю, родственную даже атмосферу.

Конечно, любому театру сейчас надо привлечь зрителя, нужны деньги, но русский

театр всегда был прежде всего для ума и для души. Мне кажется, мы в наших спектаклях

стараемся этому принципу следовать.

Главными вехами для «Студии» Л. Ермолаевой было присвоение театру статуса

профессионального и переезд в свое здание, бывший ДК «Строитель», где мы сейчас

живем. Уровень, конечно, вырос: пришли новые люди, актеры-любители получили

профессиональное образование, появились другие режиссеры. Актер принимает школу

своего мастера, а учится, добирает у тех, с кем работает.

Главный человек для этого театра, конечно, Любовь Иосифовна. Но были и те, кто

привнес что-то свое: Юрий Шушковский, Константин Рехтин.

Любовь Иосифовна всегда боролась с пошлостью и выступала за театр умный и при

этом несущий сильные эмоции, за спектакли, способные вызвать катарсис. В числе таких

спектаклей «Дом Бернарды Альбы», поставленный Али Хусейном, из недавних – «Волю-

волюшку» Игоря Малахова. Для меня как актрисы вехами в театре стали «Сенокос

начался, или Дайте мне пистолет!» (режиссер Лидия Богданчик), где я сыграла помещицу

Попову, «Тектонику чувств» и «Люди, звери, бананы» (режиссер Любовь Ермолаева).

Нашему театру нужно расти. С помощью художественного руководства и

приглашенных режиссеров. Приезжает новый режиссер, начинает ставить – студенткой

себя ощущаю, потому что учусь. Каждая постановка – хорошая школа. Даже если я не

согласна, буду пробовать – а вдруг моё! Будущее театра – с хорошим художественным

руководством, с интересным репертуаром и благодарным зрителем.

Дмитрий Трубкин, актер театра «Студия» Л.Ермолаевой:

Учился в колледже культуры у педагога Л.И. Михайловой, заканчивал 2 курс, а в

театре «Студия» В.И. Алексеев ставил «Старшего сына». Он взял меня и еще двух моих

однокурсников, и мы стали репетировать. Я играл Сильву, и Валерий Иванович – первый

исполнитель этой роли – был со мной очень строг. В 2001 году меня, окончившего

колледж, приняли в труппу.

Любительства в плане ответственности у нас нет. Любительский театр – место

отдыха, общения, а для нас это профессия. Но то, что у нас внутри театра очень теплые

отношения, видно со сцены. Не будет «химии», если я своего партнера недолюбливаю.

Спектакли, которые получили признание, – это и есть вехи: «Чайка» (я успел там

Медведенко сыграть), «Майя», «Соляной бунт». На моем веку как режиссер-постановщик

пришла Наталья Григорьевна Корлякова и поставила «Сеньоры, репетиция начинается».

Печальные события 2013 года: смерть Юрия Юрьевича, затем Любови Иосифовны.

Растерянность. Летом 2015 года худруком стала Н.Г. Корлякова, и это стало новым

этапом для театра.

Люди, которые сыграли важную роль в жизни театра. Кроме самой Л.И. Ермолаевой,

С.П. Жиденова. Она поставила весь утренний детский репертуар. Благодаря ей мы

заслужили внимание детского зрителя. М.Я. Али Хусейн. Он приезжал по приглашению

Любови Иосифовны, смотрел спектакли, беседовал с актерами, проводил мастер-классы.

Слово для Любови Иосифовны было главным. Слово, произнесенное со сцены, не

должно быть пустым. За каждым должна стоять мысль. Эта установка нашего первого

художественного руководителя сохраняется в театре. Я в своей работе делаю на это упор.

Любовь Иосифовна очень трепетно относилась к каждому, кто работал в ее театре.

Она была педагогом и стремилась сохранять людей: подтягивала молодых, воспитывала.

По моему мнению, чтобы заслужить право быть частью этого коллектива, надо не только

своей карьерой заниматься, а двигать театр. Будущее театра – это коллектив

единомышленников, работающих на общее дело.

Светлана Жиденова, актриса, режиссер театра «Студия» в 1970-2000-х годах

Театр Л. Ермолаевой – был театр психологический, и режиссер шла к решению

образа через актера. Ей чужды были показушность, эффекты, искусственность. Важно,

чтобы на сцене были естественные люди. Она выискивала болевые точки: актер должен

был заглянуть внутрь себя, чтобы оживить своего героя.

Л.И. Ермолаева сформировалась как режиссер, когда экспериментировала в Театре

Поэзии. Мы приходили задолго до начала репетиций и уходили за полночь. Процесс был

интереснее результата. Это было коллективное сотворчество.

Каждая постановка отличалась ее особым взглядом. Например, «Конек-Горбунок» – не

просто игровая сказка. Центральной была тема взаимоотношений Конька-Горбунка и

Ивана, затем предательства Иваном их дружбы.

Любовь Иосифовна всегда «копала глубоко», у нее была мощная интуиция, и

никогда не шла на поводу у зрителя, не работала на заказ. В содружестве с художником

Михаилом Бондаренко родились камерные спектакли – Вампилов, Володин, Чехов –

которых до нее, именно камерных, в Омске не ставили.

Любовь Иосифовна сознательно шла к театру профессиональному. Ей хотелось

заниматься только театром. И она занималась им без отдыха. Вот такая иллюстрация. 1981

год. Любовь Иосифовна совершает на теплоходе «Гагарин» круиз «Омск – Новосибирск»,

в который берет связку томов Шекспира. Отдыхая, готовилась к постановке.

Я бы выделила в истории этого театра эпоху Театра Поэзии. Любовь Иосифовна

встала на ноги именно там, имея полную творческую свободу.

Непростым был период переходный. Когда театр стал профессиональным и сильные

актеры-любители, люди других профессии, ушли. И еще отмечу период, когда Любовь

Иосифовна стала приглашать режиссеров.

Люди этого театра – те, кто мог бы поменять свою жизнь, но остались верными ему.

Это Игорь Малахов, Игорь Школин, Татьяна Гашенко. Лариса Дубинина – любимая

ученица Л.И. Ермолаевой. В становлении театра как профессионального большую роль

сыграли завлиты Светлана Нагнибеда и Светлана Трифонова. Театр – сложный организм.

Каждый на своем месте. Евгений Сизов, Дмитрий Трубкин, Наташа Тищенко, Игорь

Двоеглазов, Алена Устинова, пара Сосой…Директор Т.Н. Сухонина. Художник Оксана

Штонда.

Будущее театра – невозможно без художественного руководителя. Профессионала,

который сможет сохранить прекрасные традиции, соединить новое с лучшим в этом

театре. И обновление, свежая актерская кровь.

Татьяна Сухонина, директор театра «Студия» Л. Ермолаевой:

Наш театр – уютный, домашний, семейный. Это не только мое мнение – так говорят.

У нас работают душевные люди, и мы зрителя с порога встречаем радушно. Само здание

уютное. И спектакли ставим, в основном, такие, которые можно смотреть всей семьей.

Одна из черт, сохраненных со времен любительского театра, тяга к эксперименту.

Нас с к этому Любовь Иосифовна приучила. Актеры, которые начинали еще в Театре

Поэзии, наша опора. Они всегда придут на помощь. Игорь Школин, Лариса Дубинина,

Татьяна Гашенко, режиссер С.П. Жиденова, хоть она сейчас и не в театре.

Мы каждые юбилейные пять лет подводим итоги. И вот один из итогов: стали в ряду

любимых театров города. Зрители к нам идут, потому что им у нас интересно, они

ощущают радость от соприкосновения с искусством.

Выделять кого-то не хочу – все замечательные. Мы команда единомышленников:

начиная с артистов, бухгалтерии и заканчивая рабочими сцены… Текучки нет!

Надеюсь, театр будет интересен людям разных поколений и дальше. И, конечно,

нельзя растерять умение ставить такие спектакли, которые созвучны мыслям и чувствам

современного зрителя.

Наталья Кургузова, радист театра в 1990–2010-х годах:

Этот театр – семья. Когда я пришла в 1995 году он таким был и остается до сих пор.

И у Любови Иосифовны душа болела за каждого, она каждому старалась помочь и внутри

коллектива тоже сложилась атмосфера взаимной поддержки.

Когда мы переехали в здание бывшего ДК «Строителя», у театра появился свой

настоящий дом. Помню, как мы все вместе его благоустраивали. Первое время было

тяжело – работали на бытовом оборудовании, пока профессиональное оборудование

звуковое, профессиональный свет не приобрели, – но все равно было радостно.

Трудно отметить одних людей и не назвать других. Каждый человек для театра

очень важен… Конечно, Л.И. Ермолаева – на ней театр держался, С.П. Жиденова… Я

считаю, это лучший в городе режиссер спектаклей для детей. Мои чада пересмотрели все

ее постановки и уяснили себе, что «в доме всегда должны быть крошки!».

В «Студии» Л. Ермолаевой очень важны человеческие отношения, и поэтому театр

жив. Есть директор, который старается сплачивать всех сотрудников театра. За последнее

время – столько интересных разноплановых постановок!

Желаю процветания! Хочется, чтобы наш театр не уходил от детского репертуара.

Чтобы мои выросшие дети приводили сюда моих внуков.

Осенью я была в театре и порадовалась, увидев молодых артистов. Новые силы

приходят и жизнь продолжается!

Наталья Корлякова, режиссер, художественный руководитель театра «Студия»

Л. Ермолаевой с 2015 по 2019 год:

В основе «Студии» Л.И. Ермолаевой лежит тот же принцип единомыслия, общность

крови и веры, что и у театров, основанных Розовским, Беляковичем, Фоменко,

Женовачем... Театр – дом, театр – общность во главе с творческим лидером. Потом такой

театр может стать профессиональным.

Любительство – от слова «любить»! Даже если ты работаешь с суперпрофи –

задача режиссера их «оголить», убрать штампы, достать из них человеческое. Режиссер-

постановщик должен быть и режиссером-педагогом. Он ставит диагноз. Говорит: ты вот

тут должен сделать вот такую паузу, подумать вот об этом – и у тебя получится.

Студии для меня жемчужины. В них есть театральный дух. Если нет человека,

которого бы они любили, уважали, боготворили, за которым бы шли – нет духа. И тогда

это театр-производство по выпуску спектаклей «с холодным носом».

В театре «Студия» Л. Ермолаевой – легкость взаимоотношений. Это очень

демократичная организация: то, что предлагает актер, будет услышано и принято.

Дружила с Любовью Иосифовной с 1980 года. Познакомились на лабораториях СТД.

Их вели З.Я. Корогодский, Н.В. Буров, О.Л. Кудряшов, Л.Е. Хейфец. У меня был театр-

студия «Действие», у нее Театр Поэзии. Моей дружбе с этим театром более сорока лет.

Веха – «Чайка». Когда увидела «Майю», поразилась: ребята в этом спектакле жили,

а не играли. Я спросила Любовь Иосифовну: «Как?» – «Метод действенного анализа» –

был ответ. И я благодаря этой поздней идее Станиславского, потом развитой у М.О.

Кнебель, поняла, что такое сценическое действие.

Для театра важны личности. Например, Светлана Жиденова, которая была мощным

лидером. Виталий Романов. Лариса Дубинина.

В современном мире есть тенденция к расчеловечиванию. Театр – хранитель

человечности. Это духовная кафедра. Показать поэзию жизни, воспарить над суетой –

вот задача, которую ставит «Студия» Л. Ермолаевой. Воспитывать вкус зрителя через

историю, сказку, созвучную современности, которая будет волновать. И должен быть свет

в конце тоннеля. Должна быть надежда. А иначе зачем?

Омская муза № 52

Автор - Наталья Чупирова